8 800 700 40 30
8 473 260 45 60
ilg@ilgroup.ru
г. Воронеж,
ул.Остужева, д.43 В
«Доверьте
груз профессионалам!»

СМИ о нас

Логистический узел

25.11.2013

Выгодное геополитическое положение Воронежской области, рост торговых и промышленных компаний, опыт транспортных и логистических предприятий. Казалось бы, для развития транспортно-логистической сферы в регионе есть все предпосылки. Но качественного рывка в секторе грузоперевозок и логистики не происходит который год. Как развязать тугой узел, в который сплелись проблемы и возможности, обсуждали участники тематического круглого стола.

Рынок в динамике

В 2012 г. региональный рынок логистических услуг показал результаты, сопоставимые с 2008-м, докризисным годом. И хотя 2013 г. не может хвастать каким-то ярким увеличением динамики, он будет не хуже предыдущего.

- В разрезе структуры транспортно-логистического рынка увеличение заметно по всей линейке услуг. Это и ответственное хранение, и таможенные услуги, и экспедирование и т.д. Понемногу начинает расти и управленческая логистика, - рассказывает Сергей Нестеров, генеральный директор ГК «Inter Logistics Group». - Смотрите, какие тенденции появляются: увеличение спроса на грузоперевозки, повышение конкуренции среди операторов рынка, появление новых компаний. Происходит специализация и диверсификация. Несмотря на то, что количество услуг в рамках одной компании растет, игроки рынка явно стремятся к тому, чтобы определиться, в каких нишах они наиболее сильны. 

Приятным моментом является  повышение спроса на аутсорсинг. По словам Сергея Нестерова, со стороны производителей и грузовладельцев постепенно растет доверие к логистическим компаниям, что основано на повышении профессиональных компетенций последних. Обращает на себя внимание и сегмент услуг по ответственному хранению, который в последние годы демонстрировал активное развитие, прежде всего, благодаря появлению новых складских площадей. На текущее время его доля в общем объеме транспортно-логистических услуг составляет скромные 14 %. Но потенциал этого сектора участники рынка оценили как высокий. 

- Я думаю, что Воронеж для Центрального Черноземья является и будет являться центром логистики благодаря своему геополитическому положению, - отмечает Елена Сидорова, директор ООО «Ланкс». – Но главный вопрос сегодняшнего дня заключается в том, как мы сможем вписаться в концепцию разделения потоков между Москвой, Северо-Западом и Югом. Сможем ли мы наладить связи между ними, используя транспортные коридоры, проходящие через Воронежскую область. Мы все знакомы с ситуацией, но надо формировать стратегию и тактику действий, чтобы эффективно реализовать свои возможности.

Конкуренция за обслуживание грузопотоков в регионе уже выходит за пределы области. Интерес к рынку проявляют не только соседи по региону – Белгород и Липецк, но и зарубежные компании.

-Недавно в Воронеже состоялась Международная кооперационная биржа деловых контактов. Цель данного мероприятия – установление бизнес-связей и международной интеграции между предпринимателями Черноземья и их коллегами из стран Евросоюза, - рассказывает Андрей Сысоев, директор по развитию ГК «Регион-Терминал-Центр». – Участвовали в этой встрече и логистические компании. Всеми присутствующими был отмечен активный интерес зарубежных бизнесменов к российскому рынку. При этом, к сожалению, иностранные компании знают о российских регионах крайне мало, так как в основном работают с московскими поставщиками логистических услуг.  А сведения о том, что в регионах также есть и транспортно-логистические комплексы, и современные складские помещения, и таможенные представители, до сих пор остаются для них малоизвестными. В связи с этим, на мой взгляд, мы должны объединять наши усилия, чтобы продвигать транспортно-логистический потенциал Воронежского региона. В том числе необходима определенная деятельность в данном направлении со стороны Торгово-промышленной палаты и региональных органов власти Воронежской области. В первую очередь, это более активная информационная работа с зарубежными предпринимателями по позиционированию транспортно-логистических возможностей области. Во-вторых, иностранному инвестору нужны гарантии надежности логистических компаний, высокого профессионализма и качества предоставляемых услуг. В данном контексте ТПП Воронежской области также могла бы использовать свои возможности в полной мере. Кроме того, необходимо развитие транспортных компаний нашего региона, оказывающих услуги по международным грузоперевозкам, т.к. объемы перевозок постоянно увеличиваются, и в настоящее время мы испытываем дефицит международного транспорта. Уже сегодня к нам на рынок логистических услуг начинают приходить компании-конкуренты из других регионов и стран, которые готовы предложить предприятиям весь спектр сервиса по грузоперевозкам, таможенному оформлению, складскому хранению. Поэтому без принятия конкретных мер наши региональные компании рискуют остаться «на обочине»  логистического бизнеса. 

В чистом поле

По мнению Сергея Нестерова, чтобы сдвинуть процесс развития транспортно-логистического сектора с «мертвой точки», необходима поддержка региональной власти. «Складское хозяйство, транспорт, логистика – это ресурсная составляющая любого субъекта РФ, обусловливающая темпы его развития, - констатирует спикер. – Не будет транспортных перевозок – промышленность и торговля умрут. Но сегодня нет того диалога между бизнесом и властью, в котором бы обнаруживался интерес области к увеличению объемов грузоперевозок и логистических услуг».

По мнению Ивана Корнюшкина, генерального директора АО «Воронежтранссервис»,  председателя Комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты Воронежской области, развитие рынка, в определенной мере, тормозит дефицит законодательной базы. 

- На сегодняшний день инициатива игроков рынка сдерживается отсутствием правил, которые должны быть сформированы на уровне региона, - отмечает Иван Корнюшкин. -  С другой стороны, отсутствует ряд федеральных документов, которые должны стать базой для формирования регионального законодательного поля. Например, до сих пор нет федерального  закона по автомобильным грузоперевозкам. Железнодорожный и морской транспорт  соответствующие законы имеют. А законопроект, который должен регулировать сферу грузовых автоперевозок, муссируется в Министерстве транспорта РФ и Государственной  Думе около 15 лет. 

В то же время, возможности для реализации инвестиционных проектов в сфере логистики участники рынка в полной мере еще не используют.

- В Воронежской области есть закон и ряд постановлений, которые регулируют инвестиционную деятельность, - делится мнением Артур Кулешов, исполнительный директор компании «IT-Russ». - В документе прописаны отрасли и критерии проектов, которые могут быть отнесены к инвестиционно значимым. Такие проекты имеют право на государственную поддержку в виде налоговых льгот или каких-то иных преференций. Решение по поводу значимости проекта принимает Воронежская областная Дума. Применительно к кластерным проектам, чтобы пройти рассмотрение в Думе, требуется такой проект сформировать и проработать внутри профессионального сообщества. То есть, сами участники рынка должны договориться между собой.

Надо сказать, что первый шаг к формированию правил игры на транспортно-логистическом рынке уже был сделан. В 2010 году появился такой документ как «Долгосрочная концепция развития транспортного комплекса Воронежской области до 2020 года».

- Это содержательный труд, серьезно обосновывающий развитие транспортного комплекса Воронежской области с учетом развития транспортно-логистических услуг и указывающий направления этого развития, - комментирует Иван Корнюшкин. - Документ был создан администрацией области с участием ведущих специалистов и экспертов транспортной отрасли страны. Участникам воронежского рынка с Концепцией удалось познакомиться в прошлом году. В 2012 году на заседании Комитета по транспорту ТПП присутствовал Алексей Беспрозванных, заместитель председателя Правительства Воронежской области -  руководитель Департамента промышленности и транспорта. Он предложил создать рабочую группу и актуализировать документ с учетом свежих данных. Это и было сделано. Рабочая группа приняла решение, что  Концепция должна стать основой для целевой программы по развитию  транспортно-логистического комплекса, где будут прописаны все мероприятия, инвестиционные проекты, указаны источники финансирования.  До настоящего времени активного продолжения работа пока  не получила. Участники рынка сами данный вопрос решить не могут, но готовы в качестве экспертов или консультантов помогать в создании целевой программы представителям исполнительной и законодательной власти региона. 

Владимир Анисимов, руководитель управления транспорта администрации г. Воронежа  отмечает, что и город, и область считают необходимым транспортный комплекс  развивать и регулировать, а соответственно, его поддерживать. Ряд мероприятий реализуется и в рамках городского управления.

- Принципиально мы для себя определили, что нам грузовой крупногабаритный транспорт в черте города не нужен, что было согласовано на всех инстанциях, отвечающих за данный вопрос, - говорит Владимир Анисимов. - Мы повсюду, где это возможно, въезды в город ограничили. Сейчас готовим документы, чтобы выделить конкретные улицы и участки в Воронеже, где проезд крупногабаритного грузового транспорта объективно необходим. Любой бизнес направлен на извлечение прибыли, но он должен приносить пользу территории, на которой работает. Поэтому, если речь идет о том, чтобы получить какую-то поддержку со стороны города по поводу выделения территории для строительства логистического комплекса или складов в Воронеже, то это будет возможно, если объект планируется расположить где-нибудь в Масловке, Шилово или Малышево, то есть, там, где нет жилой застройки.

Сценарии развития

Нет координации отношений между бизнесом и властью – нет и реализации проектов, которые могли бы обеспечить качественный прорыв в сфере грузоперевозок и логистики. Например, того же трансмодального логистического узла, о строительстве которого говорится уже не первый год.

- Если делать мультимодальный комплекс как некий физический объект, в котором будет представлен полный спектр логистических услуг, в том числе складское хранение и разные виды грузоперевозок, то надо предусмотреть, что это будет за организационная структура, - уверен Александр Бакиров, генеральный директор ООО «ДиректЛогистикс». - Просто позвать в этот комплекс разные логистические компании, не продумав при этом общую ценовую политику, стандарты работы, общие мероприятия по продвижению, будет неэффективно. Через какое-то время участники данного проекта начнут конкурировать между собой, кто-то начнет демпинговать, и, в конечном счете, никто от этой ситуации не выиграет.

По мнению Ильи Твердохлеба, коммерческого директора ИСК «Сота», у транспортно-логичстических компаний есть два сценария для развития рынка.

-  Первый – это рассчитывать на партнерство с государством, ждать создания условий сверху, - поясняет спикер. - Но давайте посмотрим, что за 10 лет произошло, и поймем, что рассчитывать на поддержку особо не приходится. В то же время, в регионе есть эффективные компании, самостоятельно реализующие свои проекты. И анализируя их результаты, можно говорить о втором сценарии развития логистического сектора. Я как профессиональный участник рынка недвижимости, в прошлом - специалист, который был связан с дистрибуцией и логистикой, могу утверждать, что спрос на логистику есть. Но могу сказать, что если бы предпринимателями не были построены склады – комплекс компании «ДиректЛогистикс», комплекс «Аэробус», комплекс «АВС Логистик», то в регионе не появилось бы дополнительных возможностей. Перечисленные компании с их проектами можно считать первопроходцами на рынке складских площадей класса А, которые востребованы крупными операторами рынка. Если на рынке нет актуального предложения, спрос уходит в другие города. Мы сами должны создавать возможности, объединяя усилия перевозчиков, логистов, девелоперов.

Схожего мнения придерживается Александр Бакиров. «Любой инвестиционный проект предполагает льготы для участников проекта от государства, -  отмечает собственник. – Но чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно пройти многочисленные инстанции, согласования и подтверждения. Если решение подобных вопросов интересно воронежским логистическим компаниям, то надо объединяться и заниматься ими коллективно, выбрав какого-то представителя, который будет отстаивать интересы профессионального сообщества, в том числе в переговорах с представителями власти». 

По мнению Андрея Андреева, заместителя директора по развитию и координации филиалов ООО «Ланкс», интересы логистов и перевозчиков должен представлять независимый человек или компания. «Либо вы занимаетесь организационными вопросами в интересах сообщества, либо развиваете свой бизнес, преследуя свои цели, - поясняет спикер. – На мой взгляд, сегодня необходимо создание некой управляющей компании, которая сможет координировать действия участников рынка, распределять заказы и отслеживать качество выполнения каждого проекта. Как вариант, это может быть структура в рамках администрации города или области».

Одним из вариантов, наиболее полно соответствующих представлениям игроков рынка о совместной работе, является формат профильного кластера.

- Кластерное образование – это объединение нескольких предприятий одной сферы деятельности с целью получения определенного эффекта, - рассказывает Григорий Кузеванов, начальник отдела развития кластерных образований ГБУ «Центр кластерного развития Воронежской области». – Наше государственное бюджетное учреждение действует в Воронежской области с 2011 года. Департаменты правительства области выделили те отрасли, в которых создание кластеров экономически целесообразно. Концепция кластерной политики дает возможность оценить перспективы развития отрасли и найти точки соприкосновения между компаниями-участниками. Если есть точки роста, которые интересны большинству компаний, то появляется база для формирования инвестпроекта. Государство с удовольствием поддерживает инвестиционные проекты. У нас на этот счет есть успешная практика. Уже 4 таких проекта реализуются на территории Воронежской области с участием федеральных денежных средств и средств частного бизнеса. Речь идет о формате частно-государственного партнерства, в рамках которого создается новая бизнес-единица. В настоящее время ведется работа по поиску и развитию перспективных направлений для кластеризации. Логистика, как раз является одним из таких направлений. Поэтому мы открыты для предложений с Вашей стороны и готовы рассматривать различные варианты взаимодействия.

По мнению Ивана Корнюшкина, кластер мог бы стать той площадкой, которая объединит грузовладельцев и транспортно-логистические компании. 

- У грузоперевозчиков в Воронежской области более 100  тыс. автомобилей. И они, по экспертным оценкам, недогружены на 30-40 %, - говорит спикер. - При росте спроса на транспортные услуги со стороны торговых, промышленных и строительных компаний, у нас появляются  проблемы с получением заказов на перевозки для Воронежских компаний,  повышение производительности  работы местных компаний не имеет перспектив.  Добросовестные воронежские перевозчики сегодня крайне заинтересованы в создании организационной структуры, которая взяла бы на себя функции по анализу и прогнозированию ситуации, координированию  развития рынка транспортных услуг  при грузоперевозках и предоставлению перевозчикам информации, позволяющей оптимизировать маршруты перевозок, развивать перевозки сборных грузов, систематизировать взаимодействие региональных перевозчиков с постоянными грузовладельцами. Пока нередки ситуации, когда работу по грузоперевозкам внутри региона выполняют компании из других областей. Это ведет к тому, что местные перевозчики теряют часть прибыли, а областной бюджет – значительные налоговые поступления. Полагаю, с появлением координирующей структуры эта ситуация может быть исправлена.

Подводя итоги круглого стола, Сергей Нестеров отметил, что решение по созданию саморегулируемой организации или профильного кластера, объединяющего игроков транспортно-логистического рынка, будет выработано в самой ближайшей перспективе. 

В качестве послесловия хочется привести цитату министра транспорта РФ Максима Соколова, побывавшего в Воронеже в ноябре в связи с открытием реконструированного участка автомобильной дороги М-4 «Дон»: «Воронеж – крупнейший центр ЦФО после Москвы, город–миллионник. Он расположен между югом нашей страны и столицей. Безусловно, здесь должен быть создан крупный логистический центр. Формирование здесь кластера инфраструктурных проектов связано с развитием и аэропорта, и дорожного хозяйства, и конечно, железной дороги. Это позволит получить совсем иное качество не только для самого Воронежа, но и всей транспортной системы страны. Создание логистических цепочек в России – это одна из стоящих перед нами задач, основу которой может заложить Воронеж». (Источник: сайт правительства Воронежской области).

 

Источник: http://r36-online.ru/

Новости

Обратный звонок

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.