8 800 700 40 30
8 473 260 45 60
ilg@ilgroup.ru
г. Воронеж,
ул.Остужева, д.43 В
«Доверьте
груз профессионалам!»

СМИ о нас

Система господдержки малого бизнеса требует изменений

29.10.2013

В прошлые годы компания Inter Logistics Group дважды становилась участником программы господдержки и получала субсидии на компенсацию затрат по лизингу. Общаясь с коллегами, становится ясно, что в других регионах логистические компании пользуются более широким спектром мер поддержки. Как экономисту, захотелось разобраться в устройстве системы господдержки бизнеса в нашем регионе. На основании открытой информации, доступной рядовому предпринимателю, было сформировано представление о том, какие возможности предлагает бизнесу наша система господдержки предпринимательства.

Основополагающим документом, определяющим систему господдержки малого бизнеса в Воронежской области, является Программа развития малого предпринимательства, которая рассчитана на 2011-2015 годы. Финансирование мер господдержки складывается из средств областного бюджета, определенных в программе, средств муниципальных бюджетов, если поддержка идет на уровне районов или городских поселений, и федерального бюджета. Последний – наиболее весомый по объему выделяемых средств. Регионы конкурируют между собой, подавая заявки на конкурс в Минэкономразвития, который выделяет субсидии из федерального бюджета на различные мероприятия господдержки. Полный перечень мероприятий определяется министерством в начале года, а регионы подают заявки на те мероприятия, которые считают целесообразными. Одно мероприятие (мера господдержки) – одна заявка. Система софинансирования построена таким образом, что на каждый рубль областного бюджета выделяется четыре рубля из бюджета федерального.

Как следует из информации, опубликованной на сайте Минэкономразвития, в этом году на конкурс на софинансирование мероприятий региональных программ было подано 759 заявок от 81 региона на общую сумму 29,9 миллиардов рублей. В среднем от каждого из регионов было подано 9,2 заявки. Наибольшее количество заявок подала Смоленская область – 16.

В числе лидеров по количеству поданных заявок оказались и наши соседи.  Белгородская область подала заявки на финансирование по 14 мероприятиям: центры инноваций социальной сферы, поддержку действующих инновационных компаний, региональный центр инжиниринга, субсидирование затрат на компенсацию процентной ставки, субсидирование затрат резидентов индустриальных парков, расширение гарантийного фонда, развитие сельского туризма, поддержку экспорта, информационно-обучающие услуги, поддержку частных детских садов, гранты начинающим предпринимателям, содействие развитию лизинга. Аналогичный список из 14 мероприятий представила в Минэкономразвития Липецкая область. Перечень мероприятий Курской области чуть меньше – 10 мероприятий.

Воронежская область по числу поданных заявок заняла 77 место, подав всего 4 заявки. При этом из общей суммы запрошенных средств (388 миллионов рублей),  на проекты развития индустриальных кластеров область запросила 252 млн. руб., на софинансирование создания индустриального парка - 72 миллиона рублей, на пополнение фондов микрофинансовых организаций - 32 миллиона рублей. Круг получателей этих средств чрезвычайно узок. Очевидно, что в этом году доступ к государственной поддержке для большинства малых предприятий области закрыт.

Оставшаяся сумма, 32 миллиона рублей федеральных средств, будет распределяться через местные бюджеты, то есть через районные администрации. Это следует из приказа департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка от 19 сентября 2013 года № 88. Однако, из возможных мер поддержки предусмотрены всего две – гранты на начало собственного бизнеса и субсидии на компенсацию затрат по лизингу.

Таким образом, целый спектр мер поддержки, которые активно продвигаются в других регионах, в нашей области оказался вычеркнут из списка. В отличие от других регионов, в Воронежской области отсутствует  компенсация процентной ставки по кредитам, субсидии на компенсацию затрат по проектам модернизации малых предприятий,  не поддерживается развитие частных центров дошкольного воспитания, развитие социального предпринимательства, развитие сельского туризма и другие актуальные направления из более чем двух десятков, поддерживаемых на федеральном уровне.

Изменилась и система поддержки по лизингу.  Для логистических компаний это очень актуально. Если раньше заявители обращались напрямую в областной департамент, то теперь такой возможности нет, необходимо общаться с управлением развития предпринимательства в Воронеже. При объем средств городского бюджета, выделяемый на это направление господдержки малого бизнеса более чем скромный.

Непонятен и подход к выбору максимального размера субсидии. Так, в Свердловской и Белгородской областях максимальный объем субсидии по лизингу составляет 10 миллионов рублей, если средняя численность работников 30 и более человек,  и 3 миллиона рублей, если средняя численность работников до 30 человек. В Воронежской области максимальный объем субсидии в разы меньше – 250 тысяч рублей для предприятий с численностью до 30 работников и 500 тысяч рублей для предприятий с численностью свыше 30 человек.

Использование в полном объеме механизма субсидирования,  предусмотренного федеральным центром, позволило бы дать качественный импульс развитию тех быстрорастущих малых и средних логистических фирм, благодаря которым Воронеж закрепляет за собой статус межрегионального транспортного узла. Однако, при существующем подходе к поддержке малого предпринимательства трудно рассчитывать на реализацию амбициозных планов. В области назрело принятие действенных мер, направленных на повышение эффективности всей системы взаимодействия власти и бизнеса.

С нашей точки зрения, необходима централизация принятия решений по господдержке малого бизнеса. Сейчас малым бизнесом в той или иной мере занимаются сразу четыре департамента: предпринимательства и потребительского рынка, экономического развития, промышленности и транспорта (в части кластерного развития), аграрной политики. Наиболее целесообразно было бы все функции по развитию малого бизнеса передать в экономический блок областного правительства. На федеральном уровне малый бизнес уже давно находится в ведении министерства экономического развития. Совмещение в одном департаменте функций по регулированию торговли и поддержке предпринимательства – архаизм начала 2000-х годов, калька с существовавшего в те годы федерального министерства экономики и развития торговли. Однако, еще в 2008 году функции по регулированию торговли были переданы во вновь созданный Минпромторг. А в Воронежской области все осталось по-прежнему: департамент предпринимательства и потребительского рынка функционально подчиняется сразу двум министерствам.

Во взаимодействии с предпринимательским сообществом нужно переходить от «котлового» принципа к отраслевому. Интересы предпринимателей в органах власти представляют «универсальные» предпринимательские объединения, такие, например, как «Опора», «Деловая Россия» и другие, созданные еще на заре развития частного бизнеса. Эти организации сыграли огромную роль в формировании делового климата, снижении налогового бремени, расширении доступности финансовых ресурсов, устранении административных барьеров. Сейчас бизнес профессионально сегментирован, и такого понятия, как «интересы всего малого бизнеса» практически не существует. В каждой сфере – свои, специфические проблемы, для решения которых требуются профессиональные отраслевые компетенции.

Например, взаимодействие власти и бизнеса по вопросам логистики целесообразно осуществлять на площадке областной логистической ассоциации. Использование экспертного мнения этой организации помогло бы в решении целого ряда региональных проблем. Взять хотя бы дорожные пробки – ведь это классическая транспортная задача, для решения которой требуется соответствующий арсенал логистических инструментов– картограммы пропускной способности транспортных потоков, прогнозы внутригородского грузооборота, расчет размеров движения, оптимизация размещения транспортных узлов, комплексные схемы развития пассажирского транспорта.  При всем уважении к масштабным проектам в сфере развития дорожной сети города, строительства транспортных развязок – общественности до сих пор не представлены детальные расчеты и обоснования исходных параметров.

Другой пример. Одним из ключевых показателей оценки предпринимательского климата является время для получения разрешения на строительство. О снижении этого барьера говорится давно. Однако, для реальной проработки вопроса требуются технологические, правовые знания по архитектуре, проектированию, землеустройству, которых просто нет в «универсальных» общественных объединениях. Решение проблемы возможно лишь с участием профессиональных ассоциаций строителей и девелоперов.

Аналогичная ситуация –  в  торговле, общественном питании, транспорте, бытовых услугах, информационных технологиях и прочих традиционных сферах малого предпринимательства.

На наш взгляд, концентрация вопросов развития малого бизнеса в одном центре принятия решений и одновременное усиление роли профессиональных бизнес-сообществ при выработке таких решений позволит существенно повысить не только эффективность системы господдержки малого бизнеса, но и предпринимательский климат в регионе в целом.

Сергей Нестеров, гендиректор ILG.

Новости

Обратный звонок

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.