8 800 700 40 30
8 473 260 45 60
ilg@ilgroup.ru
г. Воронеж,
ул.Остужева, д.43 В
«Доверьте
груз профессионалам!»

СМИ о нас

МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО

09.02.2012

Сергей Нестеров,
к. э. н. в сфере логистики,
генеральный директор «ВТК ЛОГИСТИК».
Генеральный директор ВТК ЛОГИСТИК Сергей Нестеров о том, как сказку про логистический центр Черноземья сделать былью в ближайшие 10 лет.

Трасса М4 и федеральные транши на строительство воронежских дорог поделили время деловой активности региона на «до» и «после». Понятно, что «до» все было плохо. Но и с тем, что будет «после» ясности нет: прекрасная и буквально всеми одобряемая идея превращения Воронежской области в логистический мультимодальный центр Черноземья (а впоследствии и всея Руси) разогналась на конференциях и «круглых столах», да так и зависла в воздухе, не воплотившись ни во что, кроме нескольких прекрасных складских комплексов. При том, что и бизнес, и власть - все «за», и все готовы работать.

У семи нянек дитя без глазу

I: Что касается теории, то в идее превращения Воронежа в логистический центр есть и политическая, и брендовая, и бизнес-составляющая. Но когда дело доходит до практики, возникает вопрос: а является ли Воронеж логистическим центром потенциально?Трасса М4 - это хорошо, но мало: нужна мультимодальность, как в Москве: чтобы и аэро-, и ж/д-, и речной, и автомобильный транспорт работали вместе. А для развития в этом направлении нужен такой комплексный подход, такие вложения, которых в обозримом будущем не предвидится. Механизмы чистой экономики невозможно преодолеть ни желанием отдельно взятых бизнесменов, ни политической волей регионального уровня, какой бы сильной она ни была. Так есть ли выход?
С.Н.: Транспорт – он как кровеносная система. В 500 км вокруг Воронежа проживает 30 млн человек, это не больше не меньше как четвертая часть населения страны. Это совсем не маленькая оставляющая. Где как не здесь развивать транспортную инфраструктуру?
Поэтому, с одной стороны, ответ лежит на поверхности: не будет решения на федеральном уровне – все останется, как было. С другой стороны – может быть, все-таки, копнуть глубже? Сейчас основные транспортные потоки - это доставка готовой продукции из Москвы. Москва – центр распределения товаров по всей России. А Воронеж – город-потребитель. Промышленность у нас не развивается достаточными темпами. И если этоне изменится, о столичных амбициях Воронежа можно забыть. Если, конечно, не сделать ставку на что-то другое. Например, на транзит, на перевозки и логистику.

I: Но мы не можем конкурировать с Москвой. Наш аэропорт не приспособлен для приема грузовых лайнеров, и не будет приспособлен в обозримом будущем. То же касается железной дороги: на Воронеж выходят 3 тупиковые ветки. Для того чтобы они стали транзитными,  требуется прокладка новых соединяющих путей, а это очень затратно. Не говоря о реке Дон, которая, если кто-то решится строить здесь речной порт, требует расчистки фарватера и оборудования инфраструктурными объектами берегов что называется «с нуля».
С.Н.: А что сейчас можно вести по реке Дон? Может быть, только щебень с Павловского ГОКа…Товарные потоки Воронежа крайне скудны. Но я думаю, что и речной, и воздушный транспорт подтянутся, когда это станет выгодно. А начать в любом случае должны мы. Сейчас экономика перевозок складывается так, что даже железная дорога не выдерживает конкуренции с автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт стал дешевле, экономичнее, быстрее. Фур все больше, и фуры эти - иностранные. Наши Камазы и Мазы в сравнение с ними не идут. Даже основные генераторы наших грузопотоков – «Павловскгранит» и «Минудобрения» ушли в сторону автомобильного транспорта.

I: То есть вы считаете, что дело за предпринимателями?
С.Н.: Предприниматели буду этим заниматься только в том случае, если увидят для себя выгоду – причем на «коротком плече». Предприниматель может быть инвестором такого проекта, но не на 50 лет вперед.
Почему? Потому что есть такое понятие как жизненный цикл продукта. Кроме того, есть жизненный цикл самого предпринимателя. Если он к 25 годам сформировался как предприниматель, ну до 70 лет он дотянет. А дальше? Семейные предприятия у нас только формируются.
Есть, конечно, предприятия, которые живут помимо своего создателя: Coca-Cola, IBM, Коркунов... Но это удается немногим. В предпринимательстве так: с одной стороны риск, с другой - интерес. Баланс удается найти не многим. Поэтому инвестором на 50 лет вперед может быть только государство – если в его властных структурах сидят люди, озабоченные не только уровнем
собственного благосостояния.

I: Значит, возвращаемся к политической воле? Мы тут посоветовались с экономистами: они считают, что единственный вариант, который может сдвинуть дело с мертвой точки - это экономическое обоснование выгоды переноса транспортных артерий от Московской области в Воронежскую. Скажем, такой расчет,. Это такая научная задача, над которой группе экономистов надо работать который бы наглядно показал, расход на тонно/километр снизится (условно) с $1,75 до $0,75год.Вопрос: кто сформулирует такую задачу?Вопрос второй: кто ее оплатит?
С.Н.: Я с вами согласен. Должна быть политическая воля - но основанная на долгосрочном экономическом расчете. В развитии региона заинтересованы все: страховые компании, банки, производители транспорта, строители, проектные институты – все выигрывают. Эта идея – айсберг, и она уже двинулась, остановить нельзя. Вопрос теперь только в том, кто первым это поймет и использует этот потенциал.
А у предпринимателя должна быть одна задача -развивать свое предприятие. Что нужно предпринимателям от власти в узком смысле? С одной стороны, чтобы чиновники не мешали развитию бизнеса, с другой - чтобы способствовали этому развитию в рамках общей экономической стратегии: во время давали разрешения на строительство, на освоение земель, на развитие. Потому что не может быть так, что отдельно взятый предприниматель захотел изменить жизнь в регионе – и сделал.

I: Один – конечно не сможет. А если несколько? Если это группа единомышленников?
С.Н.: Смотря чего эти единомышленники добиваются. Если выхода на власть для решения своих частных проблем – это одно. Это мы видим сплошь и рядом: сначала громкие заявления, потом – тишина и все довольны. А если они действительно хотят дело делать – это совсем другое.
Что мы, компания ВТК-Логистик, можем сделать на своем месте для того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, пока политические силы региона решат, а надо ли им вообще это? В любом случае – любить и растить свое предприятие. Стараться, чтобы оно вышло на уровень качества, сравнимый с международным. Постепенно увеличивать, масштабировать бизнес в рамках возможного, и - выходить с инициативой.
Мы должны постараться объединить не конкурентов, а именно партнеров для создания чего-то большего, чем прост очередной союз предпринимателей. Ведь все понимают, что от объединения в наше время и в нашей стране можно только выиграть.


I: То есть вы предлагаете создать новое объединение, или союз, для того, чтобы идею создания логистического центра Черноземья продвигать «снизу», со стороны бизнеса?
С.Н.: «Новое» - это хорошее слово, здорово звучит, но что это значит на практике? Любое начинание должно исходить от того, кто в этом заинтересован. Существуют методики эффективного продвижения проекта, но, прямо скажем, несильно они у нас используются. На круглом столе мы невольно попытались узнать позиции власти. Выяснили. Что выяснили? Что позиции-то и нет… С другой стороны предприятия воронежские все-таки растут, товарные потоки становятся больше. Вузы тренд уже поняли: Политехнический университет в этом году объявил набор на специальность «Логистика». Строительная академия логистикой пытается заняться со стороны строительства дорог. То есть спрос есть. Попытки есть. И они от решений «сверху» не зависят.

I: То есть получается, что теоретически можно обойтись и без власти? Без властной воли? Начать с логистического кластера который подтянет за собой другие специальности – и дело в любом случае сдвинется с мертвой точки…
С.Н.: Обойтись можно. Но без помощи властей дело будет двигаться очень медленно. И, возможно, не совсем в ту сторону, которая важна для региона в долгосрочной перспективе. Кластер-это оборот, подвижность, понятные люди, известные компании, развитие. Это намного интереснее, чем одна компания. Представляете: 150 компаний работают в одном месте, и каждый - в своей нише. Государство в этом случае должно взять на себя ответственность за доведение дела до конца, за привлечение инвестиций, а предприниматели обязуются этот ресурс правильно использовать. То есть речь идет о частно-государственном партнерстве. Но для его создания нужна ассоциация заинтересованных предпринимателей.

I: Насколько мы знаем, в Воронеже уже есть опыт создания подобной ассоциации.
С.Н.: Опыт есть, но, к сожалению, та ассоциация, которую вы имеете в виду, кроме решения вопросов, интересующих лично ее руководителя, других вопросов не поднимала. Да, они нашли формат общения, да - нашли заинтересованных людей, но формат прямого взаимодействия с представителями власти для других членов ассоциации остался закрытым. Сейчас настал момент подумать о целесообразности создания более продуктивной ассоциации. Чтобы не только по документам, но и по факту работа ее была продуктивна и полезна ее членам. Думаю, мы сделаем это до конца года, во всяком случае, желание такое есть, а слова не должны расходиться с делами.



http://www.inside-all.ru/

Новости

Обратный звонок

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.